Признаки неисправности масляного насоса двигателя

Двигатели грузовых автомобилей разрабатываются с учётом интенсивной эксплуатации и обладают большим запасом прочности по сравнению с легковыми моторами. Но их конструктивное исполнение имеет много общего, в том числе наличие и расположение отдельных узлов и элементов. В частности, масляного насоса, обеспечивающего эффективную смазку пар трения мотора и теплоотведение.

Почему важно контролировать работу маслонасоса

В моторах грузовиков устанавливаются регулируемые и нерегулируемые насосы роторного типа, либо шестерёнчатые маслонасосы. В моторах с «мокрым картером» насос обеспечивает забор масла и его циркуляцию в системе с определённым давлением. В моторах с «сухим картером» он дополнительно откачивает масло из картера и подаёт его в масляный бак.

Стабильная работа этого элемента двигателя крайне важна, и только она способна обеспечить непрерывную циркуляцию моторного масла в системе. Неисправности маслонасоса, особенно их игнорирование, способны привести к серьёзным проблемам с мотором вплоть до его заклинивания и разрушения. Поэтому очень важно отслеживать состояние и стабильность работы этого узла, при малейших подозрениях на неисправности проводить его диагностику и оперативно устранять дефекты.

Основные симптомы неисправностей

Можно выделить целый ряд явных признаков, указывающий на нестабильную работу маслонасоса. К ним относится:

  1. Низкое давление масла. Пониженное давление можно выявить с помощью манометра или диагностики, при критически низком давлении масла на приборной панели загорится индикатор в виде маслёнки.
  2. Высокое давление масла. Явным признаком этого служат потёки масла из сальников, прокладок или места установки масляного фильтра.
  3. Трудности с запуском и неустойчивая работа мотора. Причина этого также кроется в повышенном давлении масла, из-за которого гидрокомпенсаторы перестают нормально работать и «стопорят» клапаны.
  4. Увеличение расхода масла. Здесь всё просто: либо его «выкидывает» через уплотнители из-за высокого давления, либо по причине недостаточного давления оно просто «пригорает» в цилиндрах.
  5. Стук и вибрации в районе расположения масляного насоса. Различить на слух, что стучит именно маслонасос, способен только опытный моторист. К тому же если насос начал стучать, то неизбежно возникнут и другие симптомы его выхода из строя.

Важно учитывать, что по отдельности все указанные признаки не могут однозначно свидетельствовать о неисправности маслонасоса. Здесь нужно выявлять причину методом исключения, а ещё лучше — подключить к системе маслоподачи внешний манометр и отследить значения давления на всех режимах работы мотора.

Типичные неисправности и их причины

Можно выделить как минимум 4 наиболее распространённых вида неисправностей маслонасоса. В их число входит:

  1. Загрязнение сетки маслоприёмника. Она обеспечивает грубую фильтрацию моторного масла и установлена на входе в маслонасос. Со временем она забивается шлаками и стружкой, сгустками старого масла (особенно если не соблюдать интервал его экзамены и заливать в мотор всё подряд).
  2. Выход из строя редукционного клапана маслонасоса. Наиболее часто оказываются повреждёнными поршень или пружина клапана, что связано с использованием низкокачественного масла.
  3. Износ «зеркала» — внутренних поверхностей маслонасоса. Это естественный процесс, ускоряемый редкой заменой масла.
  4. Износ шестерен маслонасоса. Обычно он возникает по причине использования масла слишком высокой вязкости и его нерегулярной замены.

К наиболее частым причинам выхода масляного насоса из строя стоит отнести:

  • Использование грязного моторного масла или масла с неподходящей вязкостью, классом. Масло повышенной вязкости, как и загрязнённое, создаёт повышенные нагрузки на маслонасос.
  • Высокий уровень масла в двигателе. Проблема здесь кроется в банальном «переливе» масла при его замене.
  • Низкий уровень масла в моторе. В результате этого масляный насос работает с избыточной производительностью, что провоцирует его перегрев и преждевременный выход из строя.
  • Грязный или некачественный масляный фильтр, его редкая замена. При забитом фильтре насосу приходится работать при повышенной нагрузке, чтобы прокачать масло по всей системе, а это приводит к его преждевременному износу.

Не имеет значения, что именно привело к выходу насоса из строя — важно современному произвести его ремонт или замену, поскольку работа двигателя в условиях недостаточной смазки пар трения приводит к его быстрому износу, в том числе без возможности восстановления.

Как выявить неисправность масляного насоса

Проверить маслонасос с возможностью его 100% диагностики можно только путём его демонтажа. Для этого необходимо снять картер двигателя. Другие способы диагностики позволяет лишь выявить вторичные признаки неисправности.

Нюанс здесь в том, если регулярно обслуживать двигатель с использованием качественных расходных материалов и моторного масла, то вероятность выхода масляного насоса из строя чрезвычайно мала. А если не соблюдать интервал техобслуживание мотора и использовать низкокачественное масло, то в работе двигателя может возникнуть такая масса побочных симптомов, что однозначно выявить неисправность маслонасоса становится проблематично без вскрытия мотора и осмотра узла.